Будущее телевидения – в модели ОТТ

Александр Глущенко, генеральный директор Dune HD Украина, рассказывает об основных тенденциях развития телевидения.

Какие цели Вы ставите перед собой как новый генеральный директор Украинского представительства компании?

Одно из приоритетных направлений - это увеличение масштабов присутствия продукции компании на украинском рынке. Помимо традиционных успехов в сегменте В2С, мы уже сейчас заметно усилили свои позиций в сегменте В2В, благодаря тому, что в Украине активно развивается рынок IPTV и ОТТ. Делая ставку на совместную работу с провайдерами и операторами, мы планируем в самом ближайшем будущем выйти в безоговорочные лидеры в этом сегменте рынка и, конечно же, приложим все свои силы для максимальной популяризации легальных медийных интернет-сервисов.

Следует отметить, что украинский рынок только-только входит в активную стадию роста. Контент- провайдерами апробируются разные бизнес-модели и нашей компании, обладающей весьма солидным опытом работы на мировом рынке, есть что предложить отрасли. Безусловно я нацелен на достижение максимального результата от работы команды профессионалов, которую я возглавил.

Насколько успешно направление медиацентров сегодня?

Не сильно погрешу против истины, если скажу, что данная ниша не полностью сформирована, наш пользователь отнюдь не всегда имеет полное представление о функциональности предлагаемых устройств и нюансах их использования. На сегодняшний день невозможно воспринимать медиацентр отдельно от дополнительных сервисов, которые он позволяет использовать. Модель "Купил устройство – добавил жесткий диск\флешку" безвозвратно ушла в прошлое. При наличии подключения к сети Интернет, у владельца появляется доступ к множеству легальных и достаточно емких онлайн-сервисов позволяющих смотреть фильмы, сериалы, концерты, футбольные и спортивные трансляции в формате высокой четкости. И это легально, не нарушая закон!

Речь идет о настоящем перевороте в системе доставки контента и, если так можно выразиться, в "окультуривании" рынка. Отпадает необходимость предварительно закачивать на жесткий диск видеофайлы, пользоваться торрентами и пиратскими ресурсами. В мировой практике пользователю давно уже доступны "облачные" сервисы, где в режиме он-лайн доступен практически любой медийный контент. При этом успешно работают платные сервисы, за умеренную плату предоставляющие пользователю возможность насладиться последними новинками кинопроката, сериалами и телепрограммами.

По вашему мнению, какие факторы оказали влияние на растущую популярность медиацентров?

Спрос на данную продукцию растет по ряду причин. Это и рост рынка ШПД, ведь количество частных абонентов постоянно увеличивается и появление возможности использования классической модели - для просмотра фильмов на экране телевизора. Это стало элементарным с появлением таких легальных ресурсов, как oll.tv и megogo.net.

Но при этом, далеко не все пользователи активно используют возможности интернета и медиацентр для просмотра контента с внешних носителей по прежнему популярен. Если мы постараемся оценить объем рынка по данным устройствам, то столкнемся с путаницей порядка цифр, да и комментировать общие продажи за всех- не совсем корректно. Со своей стороны мы можем говорить о приблизительно 150 тысяч устройств, которые подключены к сети Интернет и находятся онлайн. При этом, наш покупатель прекрасно осведомлен о преимуществах потокового просмотра видео, ведь приставка для просмотра оффлайн уже мало кому интересна на сегодняшний день. Темпы развития видеосервисов позволяют навсегда забыть о нагромождении устройств и путаницы проводов по соседству с телевизором.

Открытые источники оценивают количество пользователей услуги широкополосного доступа в 6,9 млн, из них 6,2 млн- частные абоненты, и все они, потенциально, могут стать нашими пользователями. Ведь на сегодняшний день уровень проникновения ШПД достаточно высок не только по городам-миллионникам или областным центрам- покрыты практически все крупные города и доступ к сети будет повсеместно.

Какие технологические решения компания использует для удовлетворения спроса на услуги IPTV/OTT?

Каждый продукт из модельного ряда компании предназначен для работы с потоковым видео. На сегодняшний день уже очевидно, что будущее за цифровым телевидением, и не просто цифровым, а транслируемый по IP каналам. Аналог- это удел прошлого, все сервисы, и IPTV, и OTT, и спутниковая передача данных- по умолчанию цифровые.

Мы же предоставляем потребителю средство использования легальных сервисов и работы с официальными провайдерами услуг.

По своим возможностям, все модели компании могут работать как с онлайн- сервисами, с использованием технологии мультикаст и юникаст, так и для оффлайнового воспроизведения контента.

Технологически возможен доступ к ресурсам как с телефона, так и с планшета или ноутбука, но в данном случае, речь идет об удобстве и универсальной модели просмотра. Аппаратная платформа наших устройств позволяет воспроизводить все виды контента, без ограничений по типу, форматам и контейнерам. Согласитесь, достаточно затруднительно вывести видео в ЗD или HD формате на экран телевизора с с портативного, не предназначенного для подобных манипуляций устройства. Мы же предлагаем ряд устройств, изготовленных на базе медиапроцессоров Sigma Design, лучших в своем классе решений для обработки видео.

Помимо аппаратных решений, есть и программная надстройка, о которой я бы хотел рассказать детальнее. Компания Dune HD является инициатором и создателем Украинской медиаплатформы, в рамках которой были собраны все работающие в Украине легальные видеосервисы. Политика компании заключается в интеграции и партнерской работе исключительно с законопослушными, соблюдающими все требования правообладателей бизнесами. В нашу прошивку интегрированы как провайдеры услуг IPTV, так и игроки сегмента OTT.

По сути, Dune HD предлагает рынку и потребителям так называемые "толстые клиенты"- универсальное средство для просмотра телевидения и видео, без привязки к определенному провайдеру или сервису. При любой смене провайдера, переезде в новую квартиру устройство продолжит работать без малейших неудобств или ограничений. Это не банальная IPTV- приставка, предназначенная для работы в сети определенного провайдера. Набор предустановленных в прошивку сервисов достаточно велик и пользователю вовсе необязательно ограничивать себя, возможности сети интернет- практически безграничны, это не только видео по запросу, но и интернет- радио(технология should cast), социальные сети и много всего другого.

Продукция компании ориентирована преимущественно на массовый рынок- В2С, как в данных реалиях выстроена работа на В2В направлении, особенно с сервис- провайдерами?

Сотрудничество с сервис-провайдерами на сегодняшний день является приоритетным для нас. Данное направление имеет очень хорошую перспективу для роста в свете повышение спроса пользователей на услуги. Прогнозируя активный рост рынка ШПД и увеличение количества ОТТ и IPTV проектов компания предлагает партнерам выодные условия работы и готова вывести на рынок специальные операторские модели. На сегодняшний день уже доступна модель Dune HD TV 102, относящаяся к бюджетному сегменту и идеально подходящая для работы провайдеров с оконечными пользователями и не представленная на полках магазинов. В рамках расширения сотрудничества возможна также глубокая интеграция сервисов провайдера в прошивку устройства для гарантированного предоставления качественной услуги IPTV для их абонентов. Мы уверенны, что именно это- тот путь, который приведет операторов к успеху, позволив увеличить абонентскую базу пользователей и уровень монетизации их услуг.

Как вы считаете, куда стремится рынок телевидения? Насколько успешна, в наших реалиях, реализация концепции повсеместно доступного IP- телевидения?

Телевидение неуклонно, хотя и с переменным успехом движется в направлении перехода к трансляции посредством протокола IP. Надеюсь, что в ближайшие несколько лет практически все крупные игроки рынка запустят пролицензированную услугу IPTV и продолжат свое развитие проекты на основе технологии ОТТ. Доля эфирного телевидения неуклонно уменьшается, да и на лицо растущий интерес провайдеров кабельных сетей к смене способа доставки контента, ведь IPTV дает возможность гибкой работы с интерактивными сервисами и дополнительными услугами. А именно это- перспективное направление для увеличения прибыльности их работы. Подобные изменения происходят и на рынках соседних стран, практика постепенного перехода к IP- протоколу имеет место быть и в Беларуси, и в РФ.

По моему мнению, на практике параллельно будут сосуществовать две модели работы, как операторская, с жесткой привязкой к сервисному оборудованию, через дотированные продажи, так и более гибкая, применяемая, зачастую, сервис-провайдерами и ориентированная на пользовательское оборудование.

Безусловно, сценарий покупки гибридного устройства, позволяющего работать и с IPTV, и пользоваться сервисами онлайн-видео, представляется нам наиболее перспективным. Данная модель наиболее удобна и для пользователя, и для наших партнеров.

Хотя следует принимать во внимание и рыночные реалии, ведь каждый игрок в праве устанавливать свои собственные условия для абонентов, равно как и определять количество и особенности предлагаемых моделей, будь то их функциональность или прошивка.

По Вашему мнению, когда интернет телевидение начнет побеждать традиционный эфир и какие изменения будут этому способствовать?

В настоящее время затруднительно говорить с полной определенностью о направлении развития событий. Единственный аспект можно назвать абсолютно важным- это прекращение аналогового вещания для эфирного телевидения и полный переход на цифру в 2015 году,согласно Женевской конвенции 2006 года . В кабельных сетях аналог еще, вероятно, будет доступен, но эфирное вещание станет цифровым.

По умолчанию, и IPTV, и ОТТ-сервисы являются цифровыми, даже кабель - и тот в цифре (технология DVB- C). Потому я прогнозирую полное вытеснение аналога из рыночного сегмента, допуская, впрочем, его присутствие у мелких провайдеров. С наступлением 2015 не будет иного способа транспортировки контента, кроме как в цифре. А принимая во внимание темпы проникновения ШПД, логично сделать вывод о наиболее перспективной технологии передачи- это интернет- канал. Он наиболее доступный и технически совершеннее традиционных способов доставки.

Какие главные тенденции Вы видите сегодня в сегменте IPTV\OTT?

Как только мы затрагиваем этот вопрос, то сразу необходимо напомнить, что само по себе телевидение как линейный сервис уже мало кому интересно. С ним рука об руку идут и различные нелинейные сервисы, будь то "Видео по запросу" от самого оператора услуги, или сторонняя онлайн- видеотека. А вот аспект их работы- уже чисто технологический, но основополагающий при этом. Речь идет о разнице подходов к трансляции- это будет или устаревающий на глазах мультикаст, когда трансляция непрерывна, но с управляемым доступом для пользователя, либо предоставление персональной трансляции для каждого абонента, согласно его выбору и предпочтению по технологии юникаст. В качестве понятного и общеизвестного примера ОТТ-платформы можно привести YouTube, ,который использует юникаст для предоставления каждому пользователю отдельного видеопотока. А следующим шагом становиться запуск трансляции телеканалов, как с платным, так и свободным доступом к вещанию.

Да и сам пользователь не ограничен в своих пожеланиях: а стоит ли ограничивать себя только одной услугой, предоставляемой в рамках сети провайдера или же отдать предпочтение фактически абсолютной свободе в потреблении и выборе контента. Каждый абонент выберет для себя определенную, необходимую ему модель, а мы, со своей стороны, готовы предоставить устройство для максимально удобного просмотра контента с возможностью его персонализации.

На сегодняшний день несомненно одно-процессу смены модели потребления дан старт. И причин для этого множество: не только проникновение ШПД, а и запуск ряда крупных легальных сервисов, таких как oll.tv и megogo.net, растущий спрос на подобные услуги да, и чего греха таить, постепенное снижение цен на медиацентры при увеличении предложений на рынке. Но основным драйвером роста остаются все же сервис-провайдеры, увеличение количества которых критично важно для рынка. В качестве примера: в соседней РФ количество легальный сервисов ОТТ-больше десятка, а в Украине мы имеем только 3 крупных игрока и даже сервисы потокового видео ситуацию не спасают.

Насколько потребитель готов к принятию платных моделей сервисов провайдеров услуг?

Отвечая на этот вопрос, стоит сразу же отметить несколько возможных вариантов развития событий. Быстро можно реализовать проект для провайдера услуги IPTV с развертыванием собственного внутреннего сервиса и монетизировать и доступ, и пользование услугой. Таким образом, можно достичь 2 цели, как обеспечить качественный доступ и доставку контента, так и зарабатывать на самом видеоконтенте. При другой модели работы провайдер не рассматривает предоставление IPTV, а делает ставку на сотрудничество со сторонним ОТТ-сервисом, при этом оговаривая возможность получения роялти или своего рода платы "за вход в сеть" и гарантированного качественного получения услуги абонентом.

Но оба варианта вовсе не радужны для ОТТ-проектов, за которыми будущее, ведь они нацелены на ведение масштабного бизнеса, намереваясь покрыть всю страну, без привязки к физическим провайдерам. По моему мнению, при дальнейшем развитии событий потребитель проголосует кошельком за наиболее удобную для него модель и, боюсь, выбор будет не в пользу налагаемых искусственных ограничений. А именно сервисы онлайн-видео позволяют за умеренную плату наслаждаться комфортным просмотром так, тогда, и в таком формате, как желает зритель. И рост востребованности наших партнеров - это рост продаж для нас. Рынок, по сути, консервативен и необходим определенный толчок для роста востребованностиуслуг IPTV и ОТТ. Пройдет немного времени до становления их повсеместной популярности. Планка стоимости пользования сервисами очень невелика в настоящий момент, но украинский пользователь только учится цивилизованному способу потребления медиаконтента. Главная задача, стоящая перед провайдерами услуг - это укорочение цепочки посредников и разработка простых и доступных методов оплаты. А расширение аудитории oll.tv и megogo.net показывает нам, что наша работа имеет перспективу, а спрос только растет. 

ukranews.com

Viasat – відомий бренд, експерт у створенні та поширенні телевізійних каналів та передач. Viasat має понад 40 телеканалів власного виробництва, які поширюються в 24 країнах Західної та Східної Європи та Балтії. Загальна кількість телеглядачів телебачення Viasat у світі сягає 100 мільйонів.