Конец эпохи линейного телевидения?

Эпоха линейного телевидения подходит к концу — будущее мирового телесмотрения за Video on Demand (видео по запросу). К таким выводам приходят многие отечественные и зарубежные аналитики. По данным J’son & Partners, к концу 2020 года российский рынок ОТТ (Over the Top) достигнет $400 млн. Из них 50% будет приходиться на PPV (Pay-per-View)/VoD.

Это понимают и сами операторы, предлагающие своим абонентам услугу платного ТВ. В начале февраля 2013 года спутниковый оператор «НТВ-Плюс» заговорил о том, что в скором времени может начать вещание в интернете по технологии OTT. Над запуском OTT-вещания работает и «Триколор ТВ», крупнейший российский оператор как спутникового, так и платного ТВ. Об аналогичных планах объявили сразу несколько операторов платного ТВ, в частности, «ВымпелКом», «МегаФон» и «Ростелеком». Правда, пока их сервисы так и остаются на стадии тестирования.

Егор Яковлев, генеральный директора Tvigle Media, выступавший на III международном форуме «Connected TV&Video», отметил, что основными показателями в данной сфере можно считать не отчеты аналитиков, а поведение рекламодателей, которые уже сегодня стараются перенести большую часть своего бюджета в онлайн-сферу.

С такими выводами, безусловно, сложно поспорить. Времена, когда в киосках печатной продукции зрители скупали телепрограмму на ближайшую неделю и в указанный час ждали перед экранами начала любимого фильма, уже остались в прошлом. Сегодня зрительская аудитория переметнулась к экранам компьютера и других подключенных к интернету устройств, на которых можно любое время суток посмотреть интересующие фильм или шоу.

«На сегодняшний день я знаю только четыре вида контента, которые люди хотят смотреть онлайн (я имею в виду в момент, когда это происходит) — это футбол, свадьба принцессы, инаугурация президента Обамы и, почему-то и очень странно, онлайн-секс. Все остальные вещи зрители принципиально хотят смотреть VoD», — констатирует Егор Яковлев.

И поставщики услуги платного ТВ вынуждены подстраиваться под изменяющуюся действительность. Эксперт отметил, что уже сегодня зрители готовы заказывать контент на телевизоре. Только для этого необходима разработанная платежная система и простота пользования функцией.

«На мой взгляд, пороговая цена, при которой зритель не захочет вставать с дивана и идти искать контент в интернете, скачивать его с торрентов — это 30 рублей», — отмечает Егор Яковлев.

В настоящий момент, монетизация — основная проблема для ООТ-среды. Даже в США, где онлайн-видео очень развито, не всем игрокам удаётся работать в плюс. Что уж говорить о России, где данное направление делает первые шаги.

«Так как мы бесплатный сервис, порой рекламные агентства не всегда могут ассоциировать рекламу на Smart TV с тем, что у них было до сих пор. С одной стороны, „смарт ТВ“ — это вроде устройство, подключенное к интернету, но это не компьютер, с другой — это телевизор, но точно гарантировать — какое количество рекламы будет показано на нём в отдельно взятое время нельзя. Поэтому сегодня рекламные агентства пытаются придумать новый подход, который позволит лучше монетизировать те возможности, которые предоставляет Smart TV», — говорит директор по работе с операторами компании Zoomby Дмитрий Сафронов.

О других слабых сторонах Smart TV говорил Андрей Холодный, директор по управлению медиаактивами в компании «Ростелеком». Уже несколько месяцев оператор работает над разработкой приложений для Smart TV, и специалисты столкнулись с рядом сложностей.

Безусловно, превращение обычных телевизоров в Smart TV серьезно увеличило объемы продаж оборудования — эта функция заинтересовала пользователей намного больше, чем, например, технология 3D. (Непопулярность последней, кстати, объясняют тем, что 3D — технология эгоиста, они лишает зрителя возможность семейного просмотра вечернего фильма за чашкой чая).

Но сегодня Smart TV находится еще в стадии разработки, и говорить о том, что появилось устройство, которое объединило в себе функции видеомагнитофона, браузера и медиаплеера, еще рано — до совершенства существующим технологиям еще далеко.

Первый недостаток, который отметил Андрей Холодный, это скорость работы самой системы, которая оказывается ниже, чем у привычного традиционного телевизора.

«Smart TV нужно включить, зайти в раздел приложений, выбрать нужное приложение, запустить его — а оно тоже не быстро грузится. В среднем проходит от 30 секунд до полутора минут с момента включения телевизора до момента, когда вы смотрите то, что хотели посмотреть. Кроме того, телевизор достаточно медленно взаимодействует с командами пульта», — поясняет спикер.

Правда, господин Холодный почему-то обошел стороной тот факт, что описанные им сложности касаются и Set-top-Box, которые «Ростелеком» предлагает абонентам своей услуги «Интерактивное ТВ». Зато описал еще одну проблему — необходимость «подгонки» приложения под большое количество платформ, которые выпускаются с феноменальной скоростью.

«Есть достаточно много вендоров Smart TV, у всех достаточно специфические требования к приложениям. Каждый год выходит новая версия платформы, что заставляет задуматься: а совместимы ли имеющиеся приложения с ней или предыдущими версиями? Из-за гонки технологий получается так, что телевизор морально устаревает раньше, чем клиент готов его менять», — рассказывает Андрей Холодный.

Кроме того, в настоящий момент клиенты, в большинстве случаев, не гонятся за километровым списком приложений. Главным критерием остается качество картинки, и Smart TV здесь оказывается не на высоте. Об этом также рассуждал Андрей Холодный:

«У Smart TV есть два „куска“ соединения с сетью: сам интернет-канал от провайдера и домашняя сеть, большинство которых подключается по Wi-Fi. И перебои в домашней сети круто влияют на качество изображения: изображение может зависнуть, если, например, ребенок стал что-то качать с торрентов».

Однако если присмотреться ко всем перечисленным проблемам, то станет ясно, что это всего лишь небольшие недочеты. Практика показывает, что технологические барьеры в нашей стране преодолеваются быстрее, нежели ментальные. Сегодня операторам и создателям приложений необходимо приучить зрителей к тому, что у них есть возможность получить тот контент, который они хотят. Причем сделать это можно в любое время и в любом месте.

«Скорость развития платного ТВ зависит от того, насколько быстро мы победим российскую уверенность в том, что телевидение должно быть бесплатным и с огромным количеством рекламы, которая мешает просмотру. Сегодня многие люди уверены, что телевидение им не нужно — на его просмотр все равно не остается времени, поэтому имеющихся 10-12 каналов вполне достаточно. На самом деле, это неправильно. В условиях ограниченного времени лучше, когда выбор каналов больше — тогда в свободное время можно получить именно тот контент, который вы хотите, не тратя драгоценные минуты на то, чтобы переключаться с канала на канал, в надежде найти хоть что-нибудь стоящее», — поясняет генеральный директор по фиксированному бизнесу и ТВ ОАО «МТС» Дмитрий Багдасарян.

Специалисты делают и еще один прогноз относительно телевизионного будущего. Он касается уже упоминавшийся возможности просмотра видео где угодно и когда угодно: телевидение постепенно перебирается на все доступные пользователю экраны: смартфона, ноутбука, планшетного компьютера.

«Технологические наработки, которые позволят превратить телевидение в мультиэкранное, уже сделаны некоторое время назад. Теперь они просто лежат и ждут, когда операторы начнут их внедрять. На мой взгляд, будущее телевидения за системой, в которой все устройства будут объединены в некоторую структуру. Самый примитивный вариант ее эксплуатации таков: дома смотрим телевизор, едем на работу смотрим мобильное телевидение — некоторые фрагменты, или переводим на этот экран недосмотренный фильм. Или, перемещаясь по своему жилищу, переводим изображение с одного экрана на другой. То есть видео повсюду следует за вами», — отмечает заместитель генерального директора по развитию бизнеса CTI-communications Алексей Бугай.

Правда аналитики замечают, что второй и третий экраны все же останутся дополнительными и не заменят домашнего телевидения — слишком сильна привычка человечества к коллективному просмотру видео, что невозможно делать, используя маленький экран.

Все вышеописанное во многом относится к телевидению будущего. Объединение ТВ и ОTТ, заказ фильма одной кнопкой, видео на нескольких экранах — все это вот-вот превратиться их заметок футуриста в серую повседневность. Тем более что шаги в сторону «видео по запросу» делаются уже сегодня.

С оригинальной инициативой выступила компания МТС. Оператор постепенно отказывается от пакетных приложений и делает ставку на «Персональное ТВ», то есть дает свои зрителям возможность подключить только те каналы, которые ему интересны.

«Уже около 30% наших абонентов воспользовались этой возможностью. Это ведет, в частности, и к увеличению ARPU, ведь зритель, вместо того, чтобы покупать большой пакет каналов, выбирает только те, которые интересны именно ему. Многие подключают и премиальные каналы, которые стоят дороже», — рассказывает Дмитрий Багдасарян.

Спикер также отмечает, что для того, чтобы это явление стало массовым, необходима поддержка других участников рынка. Время «гонки вооружений» подходит к концу, предложение «300 каналов за 20 рублей» уже не может привлечь потребителя, будущее за индивидуальным подходом.

Кроме того, абонентов IPTV уже не удивляет, что у телевизора появились функции перемотки, паузы и записи эфира. То есть зритель уже имеет возможность смотреть то, что он хочет, и когда он этого хочет, не оглядываясь не телепрограмму. Эти функции, конечно не новы: еще в 90-е можно было записать картинку на видеомагнитофон — сегодня это просто стало удобнее.

Так что, вопреки распространенному мифу, телевидение не умирает, а напротив, активно развивается и эволюционирует. Определенную статистику по этому вопросу привел исполнительный директор компании «Цифровое телевидение» Сергей Кошляков, выступая на форуме «CONNECTED TV & VIDEO». Оказалось, что 72% россиян смотрят телевизор ежедневно, а месячный показатель возрастает до 99%. По сведениям Дмитрия Багдасаряна, длительность среднего ТВ-просмотра в России составляет 226 минут в день. Таким образом, перед представителями телевизионного бизнеса открываются большие возможности.

Другой вопрос, что во многом, инвестиции в телевидение — это инвестиции в будущее.

«На рынке платного ТВ сегодня действительно очень мало денег. Все российские операторы суммарно зарабатывают максимум €1 млрд. А провести сеть фиксированной связи в одну квартиру стоит около $100. На всю Россию одному оператору нужно потратить несколько млрд евро — даже для того, чтобы обеспечить связь хотя бы 80% домохозяйств. И так придется потратиться всем операторам, которые конкурируют на этом рынке. Причем нужно еще заплатить определенную сумму производителям контента. Так что быстро заработать на платном телевидении не получится», — поясняет Дмитрий Багдасарян.

Именно поэтому представителям телеком-отрасли так важно отслеживать все новые тенденции рынка — только тщательное прогнозирование ситуации поможет операторам сделать свой бизнес прибыльным.

Telekomza

Viasat – відомий бренд, експерт у створенні та поширенні телевізійних каналів та передач. Viasat має понад 40 телеканалів власного виробництва, які поширюються в 24 країнах Західної та Східної Європи та Балтії. Загальна кількість телеглядачів телебачення Viasat у світі сягає 100 мільйонів.